В пейзаже через природу должна быть
отражена духовная жизнь человека,
в которой существует его связь с Богом.
Филипп Отто Рунге
Фёдор Алексеенко - из тех художников Кубани, в творчестве которых не отразились превратности формотворчества и стилистические революции XX века.B современной посмодернистской атмосфере, позволяющей с улыбкой цитировать не только чужие художественные тексты, но и языки, он пользуется языком романтизма с его поэтическим взглядом на мир, порой окрашенным иронией. Его художественная модель основана на актуализации представленияо нелинейности времени, что позволяет репрезентировать художественный опыт прошлого и заниматься поисками аутентичности, опираясь не на сиюминутные социокультурные явления, а на романтические архетипы.Он изображает природу и быт жителей кубанской станицы, соединяет пейзаж (натюрморт) и бытовой жанр. Глядя на его работы, кажется, что в мире нет и никогда не было войн, социальных потрясений. Персонажи художника живут вне исторического времени.Мы видим тихую жизнь человека и природы степной зоны юга России: речки и болота, степи и огороды, ульи с пчелами, чучела на огородах, лодки в камышах, козочек и гусей, кошечек и собачек, стада пасущихся коров.Но в это идиллическое пространство очень хочется войти и жить в нем,покинув драматичную и сложную городскую жизнь. Вспоминаются идеи Жан Жака Руссо, противопоставляющего городской цивилизации жизнь в сельской местности на лоне прекрасной природы.Простая патриархальная жизнь потомков кубанских казаков и стала мировоззренческой основой его творчества, которое можно определить словами Марселя Пруста как «поиски утраченного времени».Перед нами не современный социальный мир кубанской станицы, а изображениевнутренней жизни как потока сознания. Алексеенко не слепо копирует натуру, а передает собственные чувства, видит вещи такими, какими они являются, если на них смотреть с любовью.Отсюда идеализация образов, созерцательный характер в изображении природы, полной покоя.Простой обыденный пейзаж приобретает характер возвышенный и гармоничный. Мы видим в этом раскрытии природы ее божественной сущности.Художник утверждает эстетическую ценность регионального ландшафта. Природа юга (ее степная зона) для него более соразмерна человеку, чем Средняя Полоса России или северные ландшафты, поэтому представляется более камерной, лирической, интимной. И Алексеенко (как и персонажи его картин) как художник живет с ней в полном согласии и любви, являясь продолжением земли, на которой живет. Его пейзажи подчеркнуто "кубанские", он изображаетв основном станицу Павловскую, реку Сосыку, иногда это могут быть идеализированные окрестности Екатеринодара (из которых убраны современные высотки), река Кубань.Алексеенко работает медленно, сплавливая мазки, подчеркивая материальность форм, тщательно воспроизводя детали. Для создания композиций он использует натурные зарисовки (трава, забор, дерево). Иногда окутывает пространство воздушной дымкой. Как никто другой Федор - певец кубанских туманов. Такие работы похожи на сон, на путешествие в иные миры. Он любит передавать состояние раннего туманного (от зимнего до осеннего) утра в камышах на берегу тихой степной речки. Мы отчетливо чувствуем холодок струящейся воды, слышим шум деревьев и камышей, ощущаем влажную поверхность хлипких полуразрушенных мостков у ручья.В этом есть определенный нарратив, рассказ о безмятежной жизни природных явлений и человека как части природы, питающегося ее энергией. Он воспринимает человека в неразрывной связи с домом, семьей, огородом, домашними животными. Человек незримо присутствует практически во всех пейзажах. Мы видим следы его деятельности: дороги, огороды, тропинки, мостки через канавы, колодцы.Интерес к поэтическому и изобразительному фольклору, кубанской песне, сказке, древнеславянскому мифу выражается в иконографической структуре образов, переходящих из картины в картину. Колодцы, стога сена, козы, хаты под камышовой крышей приобретают характер устойчивых архетипов, соединяющих фольклорную и романтическую традицию. Бытовые мелочи: мост, река, колодец - граница разных миров. Художник часто изображает лодки, вкладывая в них идею души, плывущей по реке времени. Народная концепция круговорота всего сущего позволяет видеть мир без трагедий и страданий как естественный ход циклического времени. Связь с народным миросозерцанием проявляется и в тенденции к "сделанности" каждого сантиметра листа, внимании к детали. Натюрморты Алексеенко, как правило, - "цветочные" или синтетические, то есть сочетающие в себе сплав собственно натюрморта, жанра и пейзажа (*Осень на огороде"). Он пишет те цветы, которые являются типичными для Кубани (жасмин, оранжевую лилию, панычи, ромашки, цветущий шиповник, полевые цветы). Портретируя все цветочное разнообразие степной зоны юга России, выявляя архитектонику букетов, любуясь каждым листом и бутоном, художник передает "сущность" каждого растения, его индивидуальность и субьективность. Каждый цветок или букет самодостаточны, романтичны, горды и смотрят на мир слегка сверху вниз.Художник обращается и к образам животных, живущих рядом с человеком. Куры, гуси, утки, коровы, собаки, козы являются персонажами сюжетных сцен, а также выступают и как главные персонажи в портретных зарисовках.Бытовые сцены часто основаны на фольклорных мотивах, что позволяет трактовать время не как линейно-историческое, а как фольклорно-циклическое.Не лишена иронии и работа "Разговор", на которой коза "беседует" с двумя гусями. Подобные произведения нельзя отнести к собственно анималистическому жанру, это скорее юмористические лирические сцены, в которых присутствуют мифопоэтические смыслы.Юмористически решена также серия листов, написанная под впечатлением повести Николая Васильевича Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Художник создает несколько иллюстраций, в которых главное внимание обращает на артефакты, на среду, в которой живут персонажи. Главное достоинство Алексеенко - душевная чистота и искренность. В нашем изменчивом мире он утверждает наличие смыслов и ценностей.В основе его философии -апология спокойной и упорядоченной жизни человека в сельской местности. Утверждая ценность простой жизни на лоне природы, он представляет собой тип творческой личности, о котором Фридрих Шлегель говорил, что художник должен быть простодушно сердечным, основательно точным и глубокомысленным, при этом невинным... Современность таким автором воспринимается как неэстетическая, поэтому необходима дистанция, в которой присутствует второй, дидактический и символический, смысловой пласт. Миф об утраченном рае на земле (отдельно взятом рае в кубанской станице Павловской) и есть способ утверждения смыслов и истин.